Юзабилити аудит сайта

У вас есть свой сайт и не до сих пор не знаете, как воспринимают его посетители? Не беда. Представьте такую ситуацию: вы разговариваете по телефону с директором, а параллельно вам кто-то звонит, на часах уже 5 вечера, а работы еще – как минимум на часа 4, при этом вам еще нужно успеть домой до 7 вечера на день рождение. Представили эту суматоху? А теперь к этой воображаемой картине добавьте выбор подарка в интернете. Ну, вот… Теперь вы немного окунулись в мир посетителей сайтов. В интернете настолько много «лишней» и бесполезной информации, что посетитель очень быстро ее отфильтровывает.

busy-man-usab

Давайте сначала разберемся в понятии «юзабилити аудит сайта». Многие путаются и однозначного ответа не могут дать относительно того, что это. Давайте разбираться по порядку. Сначала стоит сказать, что это совсем не распространенный SEO аудит сайта, хотя пересечения, конечно, имеются. Юзабилити – это своего рода эргономичность, дружественность, удобство. А юзабилити аудит сайта – это выявление и устранение ошибок в структуре, дизайне и контенте самого ресурса, а также как способ повышения эффективности.

Современные люди по своей сущности – очень нетерпеливы, поэтому на какой-либо странице в интернете они проведут максимум 27 секунд, к тому же, очень редко прокручивают ее до конца. Поэтому разработчики сайта должны приложить максимум усилий, чтобы уже сразу было понятно пользователю многое. Поэтому, улучшение юзабилити используют как один из способов привлечения посетителей, а также как средство для успешной борьбы с конкурентами.

Зачем проводить юзабилити аудит?

Аудит юзабилити следует проводить для того, чтобы улучшить поведенческие факторы. Другими словами, информативность текстовых материалов, проценты конверсии, время пребывания на сайте и многие другие показатели. Сейчас уже стало очевидным, что поведенческие факторы очень сильно влияют на место сайта в различных поисковых системах. Если сайт мало пригоден для пользователя (настолько, что его хочется сразу покинуть и забыть навсегда), то и ранжировать его высоко абсолютно незачем. Кроме этого, аудит юзабилити позволяет не только провести коррекцию ресурса, но и до конца «докрутить» изначальную цель сайта.

Таким образом, цели проведения аудита можно сокращенно объединить в такие категории:

  • Для уменьшения отказов на сайте. Анализируются страницы, время пребывания на которых менее 30 секунд или с которых посетители часто уходят совсем
  • Увеличения конверсии посетителей. Коммерческим сайтам важно не просто общее количество посетителей, а именно совершение определенных действий, например, оформление заказа
  • Как средство повышения количества постоянных клиентов
  • Как увеличение частоты покупок или действий целевых

Одной из самой главной задачей юзабилити аудита является нахождение «болезненных» мест сайта и их исправление, а также сделать максимально простой навигацию, а затем подать на сайт ту информацию, которая бы соответствовала требованиям посетителя. Таким образом повышается удовлетворенность от посещения сайта.

Виды аудита

Существуют различные виды юзабилити аудита и у всех есть свои плюсы и минусы. Перечислим и рассмотрим каждый их них.

Анализ статистических показателей

Для проведения такого анализа потребуется установка Google Analytics и Яндекс.Метрики. Процесс достаточно долгий и трудоемкий, так как требует детальное изучение статистических показателей каждой страницы сайта. В Google Analytics имеется отдельный раздел, называемый «Поведение», в котором сгруппированы метрики, которые относятся к оценке полезности страницы и сайта в целом.

g-an

Обзор дает только самое общее представление о том, насколько сайт полезен посетителям, но с практической точки зрения для оптимизатора пользы от него мало. Чтобы выявить наиболее уязвимые места, требуется статистика по каждой странице в отдельности. Google нам и дает такую возможность, предлагая проанализировать каждую страницу на предмет посещаемости, входа и выхода. Когда впервые начинаешь работать с системой Google Analitics, то кажется, что многие из отчетов повторяются, но на самом деле, такая разбивка при оценке поведенческих факторов вполне логична, в чем сейчас и убедимся.

Анализ посещаемости страницы нам дает информацию о том, сколько уникальных просмотров было за выбранный промежуток времени, насколько долго посетитель задержался на странице и какие действия он предпринял после посещения этой страницы. Заострим внимание, что в отчете нет информации откуда пришел посетитель, анализируется именно поведение на странице. Длительность просмотра говорит нам о том, заинтересовал ли контент страницы, соответственно, можно сделать выводы о необходимости оптимизации текстов, картинок и так далее. Высокий процент отказов говорит нам о том, что посетитель покидает сайт после прочтения только одной указанной страницы. Из этого следует, что имеются проблемы с внутренней перелинковкой, так как ссылки не привлекли внимания и не заставили перейти на другие страницы ресурса. Есть о чем задуматься. Но кроме поведения на странице, нам интересно и как попал посетитель на сайт. Для это имеется отчет по страницам входа.

Отчет «Страницы входа» разбит на 3 большие группы: источники, действия и конверсии. Под источниками трафика понимаются страницы, на которые посетитель попадает со сторонних ресурсов, таких как поисковые системы, каталоги, по ссылкам с других сайтов и прочее. SEO оптимизатор всегда использует много методов привлечения трафика, причем не только на главную страницу, поэтому важно знать, какими путями посетители заходят. Эта статистика позволяет выявить наиболее эффективные из методов. Но речь сейчас о юзабилити, поэтому кроме точек входа, анализируется и дальнейшее поведение посетителя. В группе «действия», кроме уже упомянутого выше показателя отказов, имеется статистика по количеству просмотренных страниц за сеанс и длительность сеанса. Одна просмотренная страница за сеанс длительностью 3 секунды явно неудовлетворительный результат посещения. Значит абонент был не заинтересован в тематике сайта. Стоит задуматься над тем, где проводится раскрутка и реклама сайта, а также какими методами. Кстати, поисковые системы при ранжировании эти параметры учитывают тоже.

И еще один важный отчет в Google Analitics это «Страницы выхода». Анализируя данные, можно выявить страницы, с которых чаще всего посетители покидают сайт. Причин ухода великое множество, скудный контент (для анализа поможет отчет «Посещаемость»), плохая перелинковка, какие-то другие факторы. Выявление этих факторов можно попытаться сделать через использование Вебвизора, которое является частью анализа посещаемости в Яндекс.Метрике. Для получения доступа к этому инструменту на сайт необходимо установить код, который вы получите при регистрации в Яндекс.Метрике. Вебвизор позволяет посмотреть в записи действия посетителя на определенной странице сайта.

Оценка эксперта

Этот метод является одним из самых распространенных и не очень дорогих. Методика основывается на просмотре сайта специалистом, который впоследствии выдвигает ряд недостатков, которые он смог выявить. Конечно, эффективность такого метода – на лицо. Ведь выдвигается лишь субъективная точка зрения эксперта, на которую влияет человеческий фактор. Но с другой стороны, этот метод может послужить опорной точкой для разрешения проблем сайта.

expert-usab

Авторские методики

Некоторые мастера собирают свой перечень стандартов в сфере юзабилити, а на их основе формируют свою методику. Конечно, однозначно относиться к этому способу нельзя. С одной стороны, данная методика может сформировать общую картину сайта: что удобно, а что – нет. А с другой стороны, можно получить лишь общие замечания, которые должного эффекта не произведут.

Юзабилити-тестирование

Одним из самых продвинутых способов является проведение юзабилити тестирования. Эксперты руководствуются такими видами работ:

  • команда аналитиков разрабатывает ряд тестовых заданий для сайта (обычно они связаны с целевыми действиями)
  • нанятая группа респондентов выполняют эти задания
  • когда респондент выполняет тестовые задания, рядом находится аналитик, который уточняет сложность заданий и анализирует ответы
  • на основе ответов респондентов аналитики выявляют «проблемные» места сайта
  • формируется ряд корректировок

Это очень трудный процесс, занимающий много времени, но эффективность свою показывает.

Заключение

Если вы хотите повысить конкурентоспособность вашего сайта, то готовьте себя к тому, что придется проводить полноценный юзабилити аудит и устранять выявленные ошибки. Улучшение юзабилити дает возможность «поднять» ваш сайт в поисковых системах. Когда вы проводите такой аудит, то постоянно держите в голове основную цель данного действия. Только тогда, когда вы сможете определиться с конкретными целями, юзабилити-аудит станет для вас помощником и эффективным средством повышения качества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *